Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) представил перспективную модель единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии в ходе прошедшего в Москве съезда представителей ассоциаций учителей химии. Об изменениях, которые планируется внести в контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по данному предмету, рассказала старший научный сотрудник Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, ведущий научный сотрудник ФИПИ Аделаида Каверина.
В качестве ведущих направлений развития экзаменационной модели определены усиление деятельностной основы и практико-ориентированной направленности содержания КИМ и дальнейшее совершенствование характеристик, согласно которым устанавливается уровень сложности заданий.
«Следствием планируемых изменений в экзаменационной модели в целом должно стать повышение объективности проверки умения выпускников применять знания в системе, сочетать знания о химических процессах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами», - отметила Каверина.
В 2017 году из КИМ ЕГЭ по химии будут исключены задания с выбором одного ответа. Изменение формата заданий базового уровня сложности предполагает, что ответ в них должен устанавливаться самостоятельно, а не выбираться из предложенных вариантов. Поэтому их выполнение потребует использования во взаимосвязи обобщённых знаний, ключевых понятий и закономерностей курса химии.
«Изменение формата заданий привело к повышению их качества, прежде всего, к существенному повышению дифференцирующей способности. Это означает, что выпускники с хорошим уровнем подготовки успешно выполняют такие задания, а их трудность возрастает лишь для слабоподготовленных выпускников», - пояснила Каверина.
Повышение дифференцирующей способности заданий сделало объективным постановку вопроса об уменьшении общего числа заданий в экзаменационной работе. Предполагается, что их число будет сокращено с 40 до 34.
Предметом широкого обсуждения также стал вопрос о принципиальном изменении структуры первой части работы. В экзаменационной модели прежних лет задания это части располагались в порядке нарастания уровня сложности. В настоящее время предлагается сгруппировать задания по отдельным тематическим блокам, в каждом из которых должны быть представлены задания как базового, так и повышенного уровней сложности. Таким образом, структура первой работы будет приведена в большее соответствие со структурой курса химии.
«Это поможет экзаменуемым во время работы более эффективно сконцентрировать своё внимание на том, использование каких знаний, понятий и закономерностей химии и в какой взаимосвязи требует выполнение заданий», - рассказала Каверина.
Решения о реализации рассмотренных предложений будут приняты на основании результатов апробации измененной экзаменационной модели и широкого обсуждения проектов документов, регламентирующих содержание и структуру экзаменационной модели.
В работе съезда представителей ассоциаций учителей химии приняли участие около 400 человек из 60 субъектов Российской Федерации: представители ассоциаций учителей и преподавателей химии, специалисты по педагогике и методике преподавания химии, ведущие ученые - химики, руководители образовательных организаций и представители органов управления образованием различного уровня.
http://obrnadzor.gov.ru/ |